МЕЧТАЙ!

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

 

Ученик и биограф Генделя Чарльз Берни писал: «Облик его... был полон достоинства и духовного величия. Выражение лица его было обычно угрюмым, но когда он улыбался, то был похож на пробившиеся сквозь черные тучи солнечный луч».

 

 

Georg Friedrich Händel: Music for the Royal Fireworks Part 3


Georg Friedrich Händel: Music for the Royal Fireworks Part 2

Georg Friedrich Händel: Music for the Royal Fireworks Part 3

Georg Friedrich Händel: Concerto grosso Op. 6, No. 2, Part 1

Georg Friedrich Händel: Concerto grosso Op. 6, No. 1, Part 2

 

Сочинения:

Оперы (свыше 40), в т. ч. Превратности царской судьбы, или Альмира, королева Кастильская (1705, Гамбург), Агриппина (1709, Венеция), Ринальдо (1711), Амадис (1715), Радамист (1720), Юлий Цезарь, Тамерлан (обе - 1724), Роделинда (1725), Адмет (1727), Партенопа (1730), Пор (1731), Аэций (1732), Роланд (1733), Арнодант, Альчина (обе - 1735), Ксеркс (1738), Дейдамия (1741, все - Лондон); оратории, в т. ч. Триумф Времени и Правды (1707; 3-я редакция 1757), Ацис и Галатея (3-я редакция 1732), Эсфирь (первоначальное название Аман и Мордехай, 1720; 2-я редакция 1732), Гофолия (Аталия, 1733), Саул, Израиль в Египте (обе - 1739), L'Allegro, il Penseroso ed il moderato (1740), Мессия (1742), Самсон (1743), Иуда Маккавей (1747), Теодора (1750), Иевфай (1752); около 100 итальянских кантат (1707-09, 1740-59); церковная музыка, в т. ч. Утрехтский Te Deum (1713), Деттингенский Te Deum (1743), антемы, псалмы; для оркестра - Concerti grossi (издано 6 концертов в 1734, 12 в 1740); сюиты - Музыка на воде (1717), Музыка фейерверка (1749); органные концерты (издано по 6 в 1738, в 1740, в 1761); трио-сонаты; клавирные сюиты; вокальные дуэты и терцеты; английские и итальянские песни; немецкие арии; музыка к спектаклям драматического театра и др

 

 

Инструментальное наследие Г. включает оркестровые концерты. Наиболее популярны 12 кончерто-гроссо, 12 органных концертов в сопровождении оркестра или ансамбля - новый жанр, созданный Г., сонаты и трио-сонаты для различных инструментов, клавесинные сочинения. Особо выделяются произведения для большого оркестрового состава с участием духовых инструментов, предназначенные для исполнения на открытом воздухе, - «Музыка на воде» (1716), «Музыка к фейерверку» (1749).

 

 

Гендель Г.Ф. - Пассакалия

ГЕНДЕЛЬ (Handel) Георг Фридрих (или Джордж Фредерик) (23 февраля 1685, Галле - 14 апреля 1759, Лондон),немецкий композитор и органист. Около полувека работал в Лондоне. Мастер монументальной оратории, главным образом на библейские сюжеты (ок. 30), в т. ч. "Саул", "Израиль в Египте" (обе 1739), "Мессия" (1742), "Самсон" (1743), "Иуда Маккавей" (1747). Более 40 опер, органные концерты, кончерто гроссо для оркестра, инструментальные сонаты, сюиты.

В раннем возрасте обнаружил большие музыкальные способности и поначалу занимался музыкой втайне от отца, придворного цирюльника-хирурга, который хотел видеть своего сына юристом. Лишь около 1694 Гендель был отдан в обучение Ф. В. Цахову (1663-1712) - органисту церкви св. Марии в Галле. В возрасте 17 лет Гендель был назначен органистом кальвинистского собора, однако он увлекся написанием своей первой оперы "Альмира", за которой спустя полтора месяца последовала еще одна опера - "Нерон". В 1705 Гендель выехал в Италию, где провел около четырех лет. Работал во Флоренции, Риме, Неаполе, Венеции; во всех этих городах ставились его оперы-сериа, а в Риме - также оратории(в том числе "Воскресение"). Итальянский период жизни Генделя был отмечен также созданием многочисленных светских кантат(преимущественно для солирующего голоса с цифрованным басом ); в них Гендель оттачивал свое мастерство вокального письма на итальянские тексты. В Риме Гендель написал несколько произведений для церкви на латинские слова.

В начале 1710 Гендель выехал из Италии в Ганновер, чтобы занять должность придворного капельмейстера. Вскоре он получил отпуск и отправился в Лондон, где в начале 1711 была поставлена его опера "Ринальдо", восторженно принятая публикой. Вернувшись в Ганновер, Гендель проработал немногим больше года и осенью 1712 вновь выехал в Лондон, где оставался до лета 1716. За этот период он написал четыре оперы, ряд произведений для церкви и для исполнения при королевском дворе; был удостоен королевской пенсии. Летом 1716 Гендель в свите английского короля Георга I еще раз посетил Ганновер (возможно, именно тогда были написаны его "Страсти по Брокесу" на немецкое либретто) и в конце того же года возвратился в Лондон. По-видимому, в 1717 Гендель написал "Музыку на воде" - 3 оркестровые сюиты, предназначенные для исполнения во время парада королевского флота на Темзе. В 1717-18 Гендель состоял на службе графа Карнарвонского (впоследствии герцога Чандосского), руководил музыкальным исполнением в его замке Кэннонс (близ Лондона). В эти годы он сочинил 11 англиканских духовных гимнов-антемов (известны как "Чандос-антемы") и два сценических произведения в популярном английском жанре маски, "Ацис и Галатея" и "Эсфирь" ("Аман и Мардохей"). Обе маски Генделя рассчитаны на возможности скромного исполнительского ансамбля, которым располагал кэннонский двор.

В 1718-19 группа близких к королевскому двору аристократов, стремясь укрепить позиции итальянской оперы в Лондоне, основала новое оперное предприятие - Королевскую академию музыки (Royal Academy of Music). Гендель, назначенный музыкальным руководителем академии, отправился в Дрезден, чтобы набрать певцов для оперы, которая открылась в апреле 1720. Годы с 1720 по 1727 были кульминационными в деятельности Генделя как оперного композитора. За "Радамистом" (второй оперой, написанной специально для Королевской академии) последовали "Оттон", "Юлий Цезарь", "Роделинда", "Тамерлан", "Адмет" и другие произведения, принадлежащие к вершинам жанра оперы-сериа. Репертуар Королевской академии включал также оперы Джованни Бонончини (1670-1747), которого считали соперником Генделя, и других видных композиторов; в спектаклях участвовали многие выдающиеся певцы, в том числе сопрано Франческа Куццони (1696-1778) и кастрат Сенезино (ум. 1759). Однако дела нового оперного предприятия шли с переменным успехом, а сенсационный успех пародийной "простонародной" "Оперы нищего" (1728) на либретто Джона Гея (1685-1732) с музыкальным оформлением Иоганна Кристофа Пепуша (1667-1752) прямо способствовал его краху. Годом раньше Гендель получил английское подданство и сочинил четыре антема по случаю коронации Георга II (еще раньше, в 1723, он был удостоен звания композитора Королевской капеллы).

В 1729 Гендель стал соучредителем новых сезонов итальянской оперы, на этот раз в лондонском Королевском театре (King's Theatre) (в том же году он выехал для набора певцов в Италию и Германию). Это оперное предприятие просуществовало около восьми лет, в течение которых успехи чередовались с неудачами. В 1732 новая редакция "Эсфири" (в форме оратории) была исполнена в Лондоне дважды, вначале под управлением самого Генделя, а затем силами конкурирующей труппы. Гендель готовил это произведение к постановке в Королевском театре, однако епископ Лондона запретил переносить библейский сюжет на театральные подмостки. В 1733 Гендель был приглашен в Оксфорд на фестиваль своей музыки; специально для исполнения в оксфордском Шелдоновском театре (Sheldonian Theatre) он написал ораторию "Аталия". Между тем, в Лондоне была учреждена новая труппа, Дворянская опера (Opera of the Nobility), составившая серьезную конкуренцию генделевским сезонам. Недавний любимый певец Генделя Сенезино стал ее ведущим солистом. Борьба Дворянской оперы и генделевского предприятия за симпатии лондонской публики проходила драматично и завершилась банкротством обеих трупп (1737). Тем не менее в середине 1730-х Гендель создал такие замечательные оперы, как "Роланд", "Ариодант" и "Альчина" (две последние - с развернутыми балетными сценами).

Годы с 1737 по 1741 в биографии Генделя были отмечены колебаниями между итальянской оперой-сериа и формами, опирающимися на английские тексты, прежде всего ораторией. К окончательному выбору между этими двумя жанрами его подтолкнули провал оперы "Дейдамия" в Лондоне (1741) и восторженный прием оратории "Мессия" в Дублине (1742).

Премьеры большинства последующих ораторий Генделя происходили в новом лондонском театре Ковент-Гарден в дни Великого поста или незадолго до него. Большая часть сюжетов взята из Ветхого завета ("Самсон" [1743], "Иосиф и его братья" [1744], "Валтасар" [1745], "Иуда Маккавей" [1747], "Иисус Навин" [1748], "Соломон" [1749] и другие); его оратории на темы из античной мифологии ("Семела" [1744], "Геркулес" [1745]) и христианской агиографии("Феодора" [1750]) не имели особого успеха у публики. Как правило, в перерывах между частями ораторий Гендель исполнял собственные концерты для органа с оркестром или дирижировал произведениями в жанре кончерто гроссо(особенно примечательны 12 Concerti grossi для струнного оркестра соч. 6, опубликованные в 1740).

В течение последних десяти лет жизни Гендель регулярно исполнял "Мессию", обычно силами 16 певцов и около 40 инструменталистов; все эти исполнения были благотворительными (в пользу Воспитательного дома в Лондоне). В 1749 он сочинил сюиту "Музыка для королевского фейерверка" для исполнения в Грин-парке в честь Аахенского мира. В 1751 Гендель потерял зрение, что не помешало ему год спустя создать ораторию "Иевфай". Последняя оратория Генделя, "Триумф Времени и Правды" (1757), скомпонована преимущественно из более раннего материала. Вообще говоря, Гендель часто прибегал к заимствованиям из своих ранних произведений, а также из музыки других авторов, которую он умело адаптировал к собственному стилю.

Смерть Генделя была воспринята англичанами как потеря крупнейшего национального композитора. Он был похоронен в Вестминстерском аббатстве. До "баховского возрождения" начала 19 в. репутация Генделя как самого значительного из композиторов первой половины 18 века оставалась незыблемой. В. А. Моцарт осуществил новые редакции "Ациса и Галатеи" (1788), "Мессии" (1789), оратории "Празднество Александра" (1790) и Оды ко дню св. Цецилии (1790). Л. ван Бетховен считал Генделя величайшим композитором всех времен. Конечно, эта оценка преувеличена; тем не менее нельзя отрицать, что монументальные оратории Генделя, и прежде всего "Мессия", принадлежат к самым впечатляющим памятникам музыки барокко.

 

 

Если бы Гендель жил в наше время, он наверняка сочинял бы мюзиклы и саундтреки - и это были бы самые грандиозные мюзиклы и самые качественные, лучшие и популярные саундтреки. Музыка Генделя - это массовое искусство первой половины XVIII века, а сам он - величайший шоумен своей эпохи. Гений Генделя вобрал в себя весь современный ему музыкальный фон, все штампы, все приемы «изготовления» музыкального «продукта».

Интересно сравнить Генделя с Бахом (мы постоянно будем возвращаться к этой параллели). Если Бах черпал свое творчество из Евангелия, литургической жизни Лютеранской Церкви и каких-то запредельных глубин своей души, отсекая при этом те формы музыки, которые не вмещали это содержание (например, Бах не писал опер), то Гендель чрезвычайно чутко улавливал процесс сиюминутной культурно-общественной жизни, запечатлевая его в привычных эпохе звуках. Но это не просто музыкальное отражение своего времени, как в зеркале, - иначе о Генделе никто сегодня бы и не вспомнил. Своим великим творческим даром Гендель переплавил массовое, обыденное и повседневное искусство в строгую, величественную и полнокровную музыку, несущую в себе и отображение вечной небесной гармонии. Музыка Генделя глубока, радостна и здорова; она пережила свое время и свою эстетическую среду и сделалась драгоценным достоянием всех времен и всех народов.

Родился Георг Фридрих Гендель 23 февраля 1685 года в саксонском городе Галле. (Меньше чем через месяц и менее чем в ста километрах от Галле, в Айзенахе, родится Иоганн Себастьян Бах.) С самого раннего детства мальчик стал проявлять музыкальные дарования; но отец, Георг-старший, не хотел, чтобы его сын становился музыкантом. Повинуясь желанию отца, Гендель начал учиться на юриста, но параллельно занимался и музыкой с городским органистом Вильгельмом Цахау - отец не препятствовал таким занятиям в свободное время. Уже здесь мы видим основные черты характера будущего композитора - железную волю и «политический» такт: он хотел стать музыкантом - и стал им, не ссорясь с отцом.

В 1697 году старший Гендель умер. Георг из почтения к памяти отца заканчивает юридический факультет Галльского университета, но юриспруденцией не занимается ни дня. Он выбирает путь профессионального музыканта, устроившись на должность городского органиста в Гамбурге - самом музыкальном городе тогдашней Германии. Там он пишет свою первую оперу «Альмира», а через шесть недель после нее - оперу «Нерон». Писал Гендель необыкновенно быстро, без всякого обдумывания; музыка изливалась из него, как вода льется из открытого крана (так же сочинял Моцарт; Бах же и Гайдн, наоборот, усердно работали над музыкальным материалом).

В 1707 году Гендель уехал на два года в Италию - «на стажировку», как сказали бы мы сейчас. Италия - это и учеба музыке, и овладение музыкальным менеджментом. Итальянские специалисты, особенно в области оперы, задавали тогда тон по всей Европе. Генделю всю жизнь придется бороться с итальянцами за свое «место под солнцем»... В Италии Гендель пишет много духовной музыки, и до сих пор она исполняется за католическими богослужениями, хотя по вероисповеданию Георг Фридрих был лютеранином.

В 1710 году Гендель становится придворным дирижером ганноверского герцога Георга Людвига. Но в маленьком Ганновере Генделю очень быстро стало тесно. Испросив у герцога разрешение, он отправляется в Лондон, где пишет для лондонских театров одну оперу за другой. Успех у публики и блеск огромного города очаровали композитора. Он решает «осесть» в Лондоне. Но решение это не было согласовано с его ганноверским работодателем; Гендель всячески хитрил и манкировал своей службой, герцог злился, а Гендель из Лондона не возвращался. Так продолжалось до 1714 года, когда умерла английская королева Анна. Ближайшим ее наследником оказался, по иронии судьбы, герцог ганноверский Георг Людвиг, который и вступил на английский престол с именем Георга I. Гендель, разумеется, почувствовал себя более чем неловко и искал, как примириться с королем (от крутых мер Генделя спасало то, что на монарха навалилось великое множество государственных дел, и ему было не до беглеца). Но король любил музыку, и Гендель все-таки «ублажил» его: организовал грандиозное представление на Темзе, посадив на три баржи по оркестру и исполнив три сюиты под окнами королевского дворца (знаменитая его «Музыка на воде»). Король растрогался, и опальный композитор был прощен.

Итак, Гендель поселился в Англии. Жизнь его была чрезвычайно напряженной - так что он даже остался холостяком: некогда было жениться... Он много сочинял, но не меньше занимался тем, что мы сегодня назвали бы «продюссированием». В Лондоне была очень популярна итальянская опера, и Гендель противопоставил ей собственный оперный проект. Ко всему прочему он был весьма практическим человеком; его счета в Английском банке свидетельствуют об интересе к финансовой сфере. Гендель играет на бирже, и при этом то разоряется, то опять обогащается; «воюет» с итальянцами; ругается с принцем Уэльским, потом мирится с ним; получает английское гражданство, становится учителем музыки наследника престола; ссорится со своими либретистами и музыкантами, находит новых авторов и исполнителей - и неустанно пишет музыку.

Георг Фридрих был энергичным, жизнерадостным человеком, очень любящим хорошо поесть и при этом весьма полным и имевшим крупное телосложение... Такая насыщенная жизнь привела его к инсульту, который случился с ним в 1737 году. Поразительно - Гендель, собрав свою волю в кулак, выздоровел от этой болезни, которую и сейчас-то трудно излечить, а в те времена и подавно... Пока он болел, конкуренты-итальянцы взяли над ним верх; генделевские оперы стали непопулярны. От таких переживаний Гендель сделался, как отмечали его друзья и коллеги, каким-то «сосредоточенным» и стал писать оратории на библейские сюжеты - все с такой же необыкновенной быстротой. Чуть ли не весь Ветхий Завет оказался охвачен музыкой Генделя: «Иосиф», «Израиль в Египте», «Иисус Навин», «Самсон», «Иефай», «Дебора», «Эсфирь», «Саул», «Иудифь», «Иуда Маккавей» и множество других грандиозных музыкальных полотен.

Поистине он был невероятным тружеником. Такое творческое и профессиональное напряжение привело Генделя к кризису: в 1741 году вдруг иссякает источник его музыки... Около года продолжалось это печальное состояние. Гендель очень переживал и даже впал в уныние; но так же внезапно, как и началось, оно закончилось. В конце лета 1742 года всего за три недели, почти не прерываясь на еду и сон, Гендель написал самое знаменитое свое произведение - ораторию «Мессия» на тексты из Ветхого и Нового Заветов. В благодарность Богу, вернувшему ему творческий дар, Гендель дал обет, что все средства от исполнения «Мессии», где бы и когда бы оратория ни исполнялась, будут использованы на вспоможение нуждающимся. Не знаю, как сейчас, но при жизни Генделя так оно и было.

Выздоровевший Гендель снова полностью включается в свою бурную композиторскую, исполнительскую и продюсерскую жизнь. В 1749 году по случаю заключения Аахенского мира Гендель пишет грандиозную «Музыку Фейерверка» - сочинение, исполнявшееся на открытом воздухе сотнями музыкантов в сопровождении разных пиротехнических эффектов.

Через два года Георга Фридриха постигает новая трагедия - он слепнет. Безуспешно пытается излечить его от слепоты глазной врач Тэйлор - тот самый, который сделал неудачную операцию ослепшему (и уже умершему к тому времени) Баху...

Слепота была особенно тяжела Генделю, потому что из-за нее остановилось его творчество. Гендель замыкается в себе. Он еще играет на органе, но уже ни дирижировать, ни организовывать свои музыкальные проекты не может. В одиночестве жил он последние годы в своем лондонском доме, неизменно ходя по воскресеньям в церковь на углу Брук-стрит.

Гендель предчувствовал приближение смерти. В начале весны 1759 года, распорядившись всем своим имуществом, он простился с близкими и друзьями и попросил оставить его одного и не беспокоить - потому что, сказал он, «в Страстную Пятницу я умру, чтобы в день Пасхи узреть своего Бога и Спасителя». Так и случилось: умер Гендель в ночь с Великой Пятницы на Великую Субботу 1759 года. Похоронили его, как выдающегося гражданина Англии, в Вестминстерском аббатстве.

Ученик и биограф Генделя Чарльз Берни писал: «Облик его... был полон достоинства и духовного величия. Выражение лица его было обычно угрюмым, но когда он улыбался, то был похож на пробившиеся сквозь черные тучи солнечный луч».

Так и ныне мглу нашей жизни озаряет солнечный луч радостной и величественной музыки Генделя.

 

игумен Петр (Мещеринов)

 

 

Неизвестное сочинение Генделя

Ю.С. Бочаров

«Слава в вышних Богу!» - этими словами, как известно, открывается одна из важнейших частей мессы, именуемая на латинский манер Gloria. В разные эпохи музыку на канонический текст Gloria создавали величайшие европейские композиторы: Палестрина и Монтеверди, Бах и Вивальди, Моцарт и Бетховен. А можно ли представить в этом ряду Генделя? Согласитесь, вопрос этот способен поставить в затруднительное положение даже профессионального историка музыки. Действительно, вроде бы Гендель писал какие-то сочинения на латинские тексты, но полных циклов католических месс за ним никогда не числилось. И все же, вооружившись соответствующим томом Систематического указателя произведений композитора, в его творческом наследии можно обнаружить сочинение под названием Gloria для нескольких вокальных партий и оркестра, написанное примерно в 1740 году и кодифицированное составителем данного указателя немецким исследователем Б. Базельтом как HWV 245.

Но вполне вероятно, Гендель обращался к этому тексту как минимум еще раз, причем гораздо раньше. Во всяком случае, не далее, как в прошлом году Председатель Генделевского общества в Гёттингене, профессор Гамбургского университета Ханс Йоахим Маркс сообщил о сделанном им открытии: просматривая манускрипты, хранящиеся в библиотеке Королевской Академии музыки в Лондоне, он обнаружил в одном переплете с различными генделевскими ариями доселе неизвестное (причем абсолютно законченное) сочинение композитора на текст Gloria, написанное для солирующего сопрано в сопровождении струнных. И открытие это было столь неожиданным для самого исследователя, что, он сравнил его с «ярким лучом света с Небес», подчеркнув, что подобные удачи в жизни музыковеда-историка случаются не чаще, чем один-два раза в жизни.

Несмотря на то, что найденная рукопись не является подлинным автографом Генделя, сам Х.Й. Маркс, а также целый ряд известных ученых, изучающих творчество Генделя (М. Талбот, К. Прайс, Дж. Робертс и др.), однозначно идентифицировали это неизвестное сочинение как работу Генделя, относящуюся ко времени его пребывания в Италии (1707-1709).

Обнародование этих результатов вызвало в мире эффект разорвавшейся бомбы. Крупнейшие газеты Запада поместили сообщения о находке на первых страницах, подчас даже не удосужившись ознакомиться с партитурой. Так, например, знаменитая «Нью-Йорк Таймс» первоначально назвала Gloria хоровым произведением. Но и музыканты старались не отставать от журналистов, сравнивая вновь найденную вещь как минимум с «Мессией». А Николас Макгеган, под руководством которого две части из Gloria впервые прозвучали 15 марта 2001 года в Лондоне, а все сочинение целиком было исполнено на Гёттингенском генделевском фестивале 3 июня 2001 года, сравнивал эту находку с обнаружением гробницы Тутанхамона.

Впрочем, теперь, когда страсти уже несколько улеглись, когда Gloria прозвучала в различных европейских странах и в США, была записана на несколько компакт-дисков, а ее партитура опубликована издательством Bдrenreiter, можно уже более трезво оценить данный феномен.

Найденное сочинение представляет собой многочастную сольную кантату, написанную на канонический латинский текст. В музыкальном отношении сочинение это довольно эффектное - с яркими темами, сильными контрастами аффектов между частями и исключительно виртуозной партией солирующего сопрано, особенно в заключительном разделе (Cum sancto spiritum). Да и в композиционном отношении выстроено весьма искусно - с довольно логичным тональным планом целого, структурным своеобразием каждой части и интонационными связями между частями, несомненно, скрепляющими общее целое. И целое это прежде всего музыкальное. Ибо с текстом автор обращается достаточно свободно - в том смысле, что повторяет отдельные слова и фразы канонического текста, нарушая свойственную ему изначально цельность, фактически используя его как текст для оперных арий того времени.

Рукописная партитура Gloria (без указания имени автора музыки) по мнению авторитетных специалистов была выполнена в начале 1730-х годов и, судя по почерку, выполнена явно не Генделем. В библиотеку Королевской Академии музыки в Лондоне эта рукопись попала еще в 1837 году вместе с библиотекой Р.Дж.С. Стивенса, которому в свое время досталась от его учителя - известного певца Уильяма Сэвиджа (1720-1789), принимавшего участие в исполнении многих генделевских произведений.

Но что особенно интересно, никто ни от кого рукопись Gloria не прятал. Она была вполне доступна. Более того, предположение о том, что произведение это могло быть создано Генделем, также не является новостью. Во всяком случае, в списке сочинений композитора, опубликованном в знаменитом лондонском издании материалов генделевского симпозиума 1954 г. (под ред. Дж. Абрахама), Gloria значится в числе возможных, хотя и «сомнительных» творений Генделя. Начальные темы этой кантаты были опубликованы в 1983 году в журнале Early Music (vol. 11, p. 295). Наконец, заметим, что рукопись Gloria уже как минимум 10 лет доступна всем интересующимся: с нею легко можно ознакомиться, приобретя микрофильм, на который переведены рукописи из библиотеки Королевской Академии музыки. Так что Х.Й. Маркс фактически не был первооткрывателем. Он лишь предложил собственный вариант атрибуции Gloria как сочинения однозначно принадлежащего творческому наследию Генделя.

Происшедшее можно сравнить с такой ситуацией. Представьте себе, что в каком-нибудь музейном собрании имеется картина эпохи Возрождения, об авторе которой искусствоведы традиционно говорят лишь как о принадлежащем кругу Леонардо да Винчи. И вдруг в музее появляется исследователь, который утверждает, что эта картина принадлежит самому Леонардо. Возможно ли такое? Разумеется. Но для пересмотра традиционной точки зрения нужны веские доказательства. Вот и в нашем случае для подтверждения авторства Генделя Х.Й. Маркс и поддержавшие его коллеги из Великобритании и США должны были представить соответствующие аргументы. Однако складывается впечатление, что как журналисты, так и музыковеды поспешили ухватиться за сенсацию, во многом выдавая желаемое за действительное. Их позицию вполне можно выразить цитатой, взятой из одной статьи, опубликованной в лондонской «Таймс» 14 марта 2001 года: «Это выглядит, как Гендель, это звучит, как Гендель и, во имя Небес, это должен быть Гендель!». Согласитесь, звучит как эффектное заклинание, но все-таки не как логично аргументированное доказательство. А учитывая скорость, с которой происходили события (от обнаружения Gloria до издания этого сочинения прошло лишь два месяца), странно было бы ожидать каких-либо неопровержимых подтверждений генделевского авторства. И действительно, никаких документов, однозначно указывавших на это, в руках музыковедов не было. Как, впрочем, не было сделано никакого серьезного музыкально-лингвистического анализа с использованием самых современных методик компьютерной диагностики текстов.

В пользу того, что автором Gloria является Гендель, должен был свидетельствовать тот факт, что рукопись партитуры переплетена вместе с однозначно принадлежащими Генделю ариями. Но поскольку в стилистическом отношении музыка данной духовной кантаты не соответствует генделевской стилистике 1730-х годов, сочинение это отнесли к более раннему периоду творчества Генделя, совпавшему по времени с пребыванием композитора в Италии в начале XVIII века, когда им было создано немало латинской духовной музыки. Предполагалось, что, подобно нескольким духовным концертам и мотетам, Gloria была написана в 1707 или 1708 году по заказу маркиза Русполи для исполнения в его загородном имении Виньянелло в расчете на знаменитую певицу Маргериту Дурастанти, которая, как известно, была исполнительницей целого ряда сочинений Генделя. В пользу авторства Генделя, по мысли исследователей, должна также свидетельствовать известная стилистическая близость Gloria другим его сочинениям «итальянского» периода, вплоть до фактов интонационного подобия или даже заимствования. И конечно же, сама музыка - захватывающая, эмоциональная и эффектная, создать которую по силам было лишь такому большому мастеру, как Гендель.

Но если внимательно проанализировать все вышеназванные аргументы, несложно прийти к выводу, что они не столь уж безупречны. Действительно, переплетенные вместе рукописи разных сочинений совершенно не обязательно должны принадлежать одному и тому же автору. А некоторая стилистическую общность Gloria с другими «итальянскими» опусами Генделя - так же не слишком убеждает, ибо в этих опусах, как известно, еще не окончательно сформировалась специфика зрелого стиля композитора и создавались они под значительным влиянием сочинений итальянских мастеров того времени. В этой связи весьма показательно высказывание Пенелопы Рэпсон - руководителя английского ансамбля Fiori Мusicali, осуществившего самое первое исполнение Gloria 18 мая 2001 г. в Хантигдоне (Великобритания): «Это хорошее сочинение, достойное исполнения но в нем не чувствуется Гендель».

Есть, правда, в музыке Gloria некоторые интонационно-тематические совпадения с отдельными фрагментами тех произведений, которые бесспорно написаны Генделем, причем в 1707 году в Риме. Например, можно указать на сходство начальной вокальной фразы в первой части (Gloria in excelsis Deo) и начальных тематических оборотов духовного концерта Генделя для солирующего сопрано, хора и оркестра Laudate pueri dominum (HWV 237 или же начала Qui tollis и № 7 (Detorrente in via) из духовного концерта Dixit Dominus (HWV 232) Однако, учитывая страсть композитора к тематическим заимствованиям из музыки других авторов, это тоже вряд ли можно рассматривать как неопровержимое доказательством того, что Gloria принадлежит перу именно Генделя, а не кого-либо из его итальянских современников.

Так что фактически в ходе активной кампании по внедрению в творческое наследие Генделя еще одного сочинения на текст Gloria ее главные действующие лица лишь подтвердили тезис о возможности написания композитором этого сочинения. Была ли эта возможность реализована? Взвесив все за и против, большинство специалистов ответило на этот вопрос утвердительно. Скорее всего, они правы, и Gloria действительно написана Генделем. Тем более, что само это произведение по характеру музыки вполне достойно столь великого создателя. Но вместе с тем хотелось бы получить и подлинно научное обоснование этого, что, разумеется, возможно лишь при тщательном текстологическом анализе не только самой Gloria и других произведений Генделя, но и достаточно внушительного массива сочинений, созданных современниками композитора - итальянскими мастерами начала XVIII века (и прежде всего сочинений духовных).

 

Г.Ф. Гендель в период пребывания в Италии (1707-1709)

Но самое интересное, что вне зависимости от окончательного решения проблемы авторства Gloria уже заняла прочное место в концертном репертуаре и полюбилась многим слушателям. Знаменитая английская певица Эмма Кёркби, первой записавшая Gloria на компакт-диск (вместе с барочным оркестром Королевской Академии музыки под управлением Лоуренса Каммингса), в одном из интервью заметила, что обратилась к этому сочинению вовсе не потому, что его автором является Гендель, а из-за его замечательной музыки. «В нем есть все то, чего можно ожидать от Gloria в руках великого мастера», - сказала Э. Кёркби. А на последующий вопрос о том, что будет, если впоследствии обнаружится, что автором этого произведения является кто-то другой, философски заметила: «Я буду рада как от мысли, что у нас есть еще одно сочинение Генделя, так и от того, что будет найден какой-либо иной подлинный автор».

 

 

Музыка на воде

Cпорить о "Музыке на воде" Генделя можно долго. Ибо не сохранилось ни точных дат, ни описаний того, что, собственно, композитором замышлялось - цикл ? симфония ? сюита ? Или развлекательная серенада-дивертисмент?

в музыкологии бытует мнение, что первое произведение из серии "Музыка на воде" Гендель начал писать в 1715 году. Сохранилось предание, которое гласит, что написанию предшествовала размолвка композитора с английским королем Георгом I, за что-то прогневавшимся на Генделя. Согласно этой легенде, через несколько дней после ссоры, оркестр под управлением Генделя во время летней прогулки королевского двора по Темзе сюрпризом для всех исполнил сочиненное специально для данного случая пикантное произведение. Оно возымело такой громадный успех, что Георг I простил композитору все обиды и вскоре приказал "все это повторить", причем во второй раз королевскую флотилию сопровождала уже специальная баржа с оркестром из пятидесяти музыкантов во главе с Генделем.

По признанию самого Генделя, свою "Музыку на воде" он написал не только для королевской знати, но и для народа, заполнившего берега Темзы во время королевской прогулки. Получилось очень интересное оркестровое произведение с участием "громких инструментов": труб, валторн, гобоев и флейт (ведь "Музыка на воде" предназначалась для исполнения на открытом воздухе), причем в таком сочетании они применялись впервые. В отдельных местах происходит как бы перекличка между медной духовой группой (трубами и валторнами) и всем оркестром, а иногда трубы и валторны сами создают эффект диалога.

Существуют примеры, так сказать, эталонного исполнения "Музыки на воде". В частности, к "золотой серии" относится запись, сделанная в 1981 году Берлинским филармоническим оркестром п/у Караяна.

 

Georg Friedrich Händel: Water Music, Suite No. 1, Part 1

Georg Friedrich Händel: Water Music, Suite No. 1, Part 2

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz