Иоганн Себастьян Бах (Bach) (21.3.1685, Эйзенах - 28.7.1750, Лейпциг) - немецкий композитор. Предками Баха были музыканты - органисты, капельмейстеры, служившие в различных немецких городах. Его отец Иоганн Амброзиус был альтистом, старший брат Иоганн Кристоф - органистом, учеником И. Пахельбеля. Когда десятилетний Бах остался сиротой, заботы о нем взял на себя Иоганн Кристоф, живший тогда в Ордруфе. Под руководством брата начались музыкальные занятия Баха.
Не желая быть в тягость брату, у которого была большая семья, а доходы весьма малы, Бах в возрасте 15 лет переехал в город Люнебург и поступил на службу в церковную капеллу в качестве певчего. Одновременно он занимался в общеобразовательной школе. В местной библиотеке Бах знакомился с рукописями сочинений известных немецких и итальянских композиторов, причем интересующие его произведения он полностью переписывал и затем тщательно изучал. Большое значение для Баха имело его сближение с органистом Г. Бемом, автором органных прелюдий и клавирных пьес, которые оказали некоторое влияние на становление инструментального стиля Баха.
Необеспеченное материальное положение не давало Иоганну Себастьяну Баху возможности продолжать образование. В те годы жизнь музыкантов была очень тяжелой; они должны были служить в церковных капеллах или при княжеских дворах, где находились почти на положении прислуги. Не избежал этого и Бах; около 20 лет он вынужден был переезжать из города в город в поисках приемлемых условий. В 1703 году, около года, он служил скрипачом придворного оркестра в Веймаре. Недовольный условиями работы, Бах переехал в 1704 году в Арнштадт, где получил место церковного органиста. Здесь он мог уделять достаточно времени развитию своего исполнительского мастерства (в "Новой церкви", где служил Бах, был отличный орган), много занимался сочинением музыки. Уже в своих ранних произведениях Бах проявил исключительное композиторское дарование. Он писал кантаты (самое раннее из сохранившихся крупных произведений композитора - духовная кантата "Ты не оставишь души моей в аду", о которой В. Вольфрум, биограф Баха, писал, что "...эта смелая юношески огненная кантата не уступает ни в чем крайним дерзаниям современной школы"), программно-изобразительную сюиту "Каприччио на отъезд любимого брата" и др. сочинения. Внимательно изучая произведения лучших органных композиторов того времени - И. А. Рейнкена, И. Пахельбеля, Д. Букстехуде (получив отпуск, Бах пешком отправился в Любек, чтобы послушать в воскресных концертах сочинения Букстехуде), Бах делал органные обработки хоралов, писал различные пьесы для органа. Уже в юношеские годы Бах проявлял огромную трудоспособность, сохранившуюся у него до конца жизни.
Из-за конфликта с начальством, недовольным "новшествами", вводимыми Бахом во время церковной службы (ему инкриминировалось то, что он "вводил в хорал много странных вариаций и примешивал к нему чуждые звуки"), он покинул Арнштадт и поселился в Мюльхаузене, где также занимал место церковного органиста, но уже через год он уехал в Веймар.
Во время 9-летнего пребывания в Веймаре (до 1717 года), где Бах занимал должность придворного органиста и "камерного музыканта", а с 1714 года и концертмейстера, он все больше времени посвящал композиторской деятельности. Он продолжал изучение творчества немецких и итальянских композиторов, знакомился с сочинениями французских музыкантов; многие из их произведений Бах переложил для клавира или органа. В эти годы Бах выступал как исполнитель на органе и клавире, и вскоре он стал известен в Германии как один из лучших виртуозов. Баха часто приглашали в такие крупные города, как Дрезден, Халле, Лейпциг. В 1717 году в Дрездене должно было происходить состязание в игре на клавире между ним и известным французским клавесинистом Л. Маршаном. Однако француз, прослушав предварительно игру Баха, ночью тайно покинул город, отказавшись от выступления.
Но ни победа Баха над знаменитым музыкантом, ни его известность не упрочили положения композитора в Веймаре. Даже когда здесь освободилось место капельмейстера капеллы, то против ожидания Баха эту должность предложили не ему, а какому-то малоодаренному музыканту. Когда же возмущенный Бах попросил отпустить его из капеллы, то веймарский герцог приказал арестовать великого композитора за непочтительность. После освобождения из-под ареста Бах в 1717 году поселился в Кетене, где работал "дирижером и директором камерной музыки" при дворе принца Леопольда. Период пребывания Баха в Веймаре и Кетене можно считать началом расцвета его творчества. Здесь им было создано, помимо светских кантат, значительное количество органных произведений (пассакалья, токката и фуга ре минор и др.), духовных кантат, I том знаменитого "Хорошо темперированного клавира", являющегося сейчас настольной книгой каждого музыканта, Бранденбургские концерты, Французские сюиты, Английские сюиты, Инвенции и др.
Жизнь в небольших немецких городах начала тяготить Баха. Его тянуло к крупным музыкальным центрам Германии. К тому же ен хотел дать хорошее образование своим сыновьям, что было возможно лишь в университетском городе. Безуспешно пытался Бах получить место органиста в одной из церквей Гамбурга. С большим трудом он добился должности кантора школы св. Фомы в Лейпциге, освободившейся после смерти И. Кунау. После того как от этого места отказались "более знаменитые" композиторы Г. Телеман и X. Граупнер, магистрат города должен был "довольствоваться музыкантом среднего достоинства" и пригласил Баха.
В 1723 году Иоганн Себастьян Бах вместе со своей многочисленной семьей (он был дважды женат; от первого брака у него было 4 ребенка и от второго - 17) окончательно обосновался в Лейпциге, где прожил до конца жизни. Помимо работы кантором, Бах служил органистом в крупнейших церквах города. В 1729-1740 годах он возглавил "Музыкальную коллегию" - общество, ведавшее концертной жизнью Лейпцига. Нередко композитор сам выступал в этих концертах и как дирижер, и как солист. Для этих же концертов он писал оркестровые сюиты, инструментальные концерты, светские кантаты. Лейпцигский период творчества Баха был особенно плодотворен. За это время были созданы II том его "Хорошо темперированного клавира", си-минорная месса, Итальянский концерт, ряд органных сочинений. Большинство его кантат также относится к этому периоду. В последние годы жизни композитор написал два монументальных цикла для клавира - "Музыкальное приношение" и "Искусство фуги".
Во многих городах Германии была хорошо известна разносторонняя деятельность Бах как музыканта, пользовавшегося большим авторитетом, исполнителя, педагога - (в числе учеников Баха - его сыновья Вильгельм Фридеман, Карл Филипп Эммануил и Иоганн Кристоф, И. Ф. Агрикола, И. Т. Гольдберг - отличный клавесинист, для которого Бах написал свои 30 вариаций, Г. А. Гомилиус, Ф. Кирнбергер, И. X. Китель, И. Т. Кребсидр.). Однако Баха как композитора знал лишь узкий круг его друзей и почитателей. При жизни произведения его почти не издавались, многие из них были утеряны. Ослепший к концу жизни, Бах скончался, не получив у современников признания. Виднейшим композитором из баховской семьи считался в те годы не Иоганн Себастьян, а его сын Филипп Эммануил. Бах даже не смог обеспечить свою семью; после его смерти вдова Баха умерла в доме призрения, младшие дети были на грани нищеты.
Лишь после смерти Баха постепенно вырос интерес к его творчеству, а спустя 80 лет его музыка получила, наконец, исключительное распространение. Очень много для всесторонней пропаганды творчества Баха сделал Ф. Мендельсон, благодаря которому в 1829 году в Берлине с необычайным успехом были исполнены "Страсти по Матфею". В 1850-х годах в Лейпциге было основано Баховское общество, поставившее своей задачей изучение и публикацию всех сочинений великого композитора. (Одним из инициаторов этого общества был Р. Шуман.) В 1851-1900 годах издано полное собрание сочинений композитора в 47 тт.
Музыкальное наследство Баха чрезвычайно богато и разнообразно. За исключением оперы, он творил во всех современных ему жанрах. Такие его вокальные произведения, как "Магнификат" (1723), Месса си минор (1733-1738) - одно из капитальнейших сочинений Баха, изобилующее пленительными ариями, драматическими хорами, трогательными хоралами, "Высокая месса" (1730), "Страсти по Иоанну" (1723), "Страсти по Матфею" (1729) и др., принадлежат к лучшим достижениям мирового хорового искусства. Хотя эти композиции написаны на евангельские тексты, они по характеру трактовки сюжетов выходят за рамки церковной музыки. С исключительной силой композитор передает в них реальные человеческие чувства и переживания. Бах, претворяя в них мотивы героической борьбы и победы ("Магнификат"), создал исключительные по впечатлению образы скорби народа. В вокальных произведениях Бах разрабатывает не только народно-песенные мелодии, но и темы танцевального характера в ариях, симфонических эпизодах. Среди светских кантат Баха, написанных на случай, - "Деревенская", исполняющаяся от лица двух саксонских крестьян, "Кофейная", высмеивавшая увлечение новым напитком кофе, "Охотничья" - одно из первых сочинений Баха в этом роде и др.
В ряду инструментальных произведений Баха основное место занимает клавирная и органная музыка. 2 тома его "Хорошо темперированного клавира" поражают непревзойденным контрапунктическим мастерством. Каждый том содержит по 24 прелюдии и фуги во всех мажорных и минорных тональностях (I том закончен в 1722 году, II - в 1744 году). В этом произведении, как писал А. Г. Рубинштейн, "вы найдете фуги религиозного, героического, меланхолического, величественного, жалобного, юмористического, пасторального, драматического характера; в одном только они сходны - в красоте. И к тому прелюдии - прелесть, совершенство, разнообразие которых просто изумительно". Для клавира же Бахом написано несколько концертов в сопровождении оркестра, 2 сонаты, фантазия, в т. ч. "Хроматическая фантазия и фуга" (А. Н. Серов называет ее "одним из могущественнейших клавесинных произведений" Баха), 7 токкат, вариации, включая "Арию с 30 вариациями" ("Гольдберг-вариации"), инвенции, прелюдия, "Итальянский концерт" - единственный концерт Баха, написанный для клавира соло без инструментального сопровождения, сюиты. Большая часть сюит композитора объединена в три сборника. Первый сборник - "Французские сюиты" - составлен из пьес, в основном связанных с французскими танцами (куранта, гавот, менуэт, бурре и др,.); следующий сборник - "Английские сюиты" (есть предположение, что сборник составлен по заказу любителя музыки - англичанина); третий сборник - партиты - небольшие пьесы танцевального характера (аллеманды, куранты, сарабанды, жиги и др.).
В числе органных произведений Баха - хоральные прелюдии, хоралы, прелюдии и фуги, пассакальи, токкаты. Эти композиции относятся к лучшим произведениям мировой органной литературы. Красота, стройность формы, ясность развития, глубина содержания - характерные черты баховского стиля - полностью проявились в органных сочинениях Баха. "Симфоническими поэмами в миниатюре" назвал М. Регер органные прелюдии Баха. Многие его органные произведения вошли и в концертный репертуар пианистов благодаря транскрипциям Листа, Таузига, Бузони, д'Альбера и др.
Бах был не только превосходным исполнителем на клавире и органе, но и отличным скрипачом. Он оставил такие значительные произведения для скрипки, как концерты, 3 сонаты и 3 партиты для скрипки соло (особенно популярна чакона из ре-минорной партиты, написанная в вариационной форме, - замечательный образец скрипичного стиля Баха), 6 сонат для скрипки и клавира (Т. Н. Ливанова пишет, что "величайшим новшеством и лучшей особенностью этих сонат является их развитой, непосредственно выразительный мелодический стиль").
Заслуженной известностью пользуются и оркестровые произведения Баха - 4 сюиты, построенные на танцевальных формах, и особенно 6 Бранденбургских концертов, созданных в 1721 году по заказу бранденбургского маркграфа и имевших большое значение в истории симфонической музыки; концерты написаны для инструментального ансамбля в различных сочетаниях с солирующими инструментами.
Большое место в творчестве Иоганна Себастьяна Баха занимают народные элементы. Т. Н. Ливанова указывает, что творчество Баха, с одной стороны, связано через протестантский хорал с народно-песенными мелодическими истоками, а с другой - "оно вообще поднимается до выражения чувств и мыслей, близких народным массам, но передает их в философски углубленной, опоэтизированной форме". В своих произведениях Бах использовал и мелодии популярных песен, например в "Деревенской кантате"; некоторые части его сюит носят ярко выраженный народно-плясовой характер.
Творчество Баха является вершиной полифонического стиля и в этом смысле представляет собой монументальный итог развития европейской музыки на протяжении нескольких веков. Вместе с тем не случайно то, что Бетховен называл Баха "праотцем гармонии", "бессмертным богом гармонии". Действительно, Бах, как никто до него, воплотил в своем творчестве единство мелодии и гармонии и в рамках полифонического стиля прокладывал новые пути, приведшие в конечном итоге к рождению новых форм и средств музыкальной выразительности, развитых впоследствии великими композиторами новой исторической эпохи. Благотворное влияние Баха сказывается и в наши дни. Творения великого художника-гуманиста продолжают восхищать слушателей силой, яркостью, свежестью и глубиной мысли, правдивостью образов и чувств.
Наследие Баха оказало огромное влияние на развитие не только немецкой, но и всей мировой музыки. Очень высоко ценили его творчество и русские "композиторы-классики - Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков, Танеев и мн. др.
М. Ю. Миркин