В опере партии для баритона, как особого вида голоса, стали активно применяться со второй половины 18 в., прежде всего в поздних операх Моцарта, однако сам термин получил распространение только в первой половине 19 в. (до этого для всех низких голосов использовался термин бас).
Используются различные виды классификации баритона. Наиболее распространенным является разделение баритона. на лирический и драматический. Оно непосредственно связано с характером подачи звука и лишь косвенно зависит от его высотности. Лирический тип – более мягкий и прозрачный, драматический – сильный и объемный. К типичным партиям лирического Б. принадлежат моцартовские роли Графа Альмавивы, Папагено, партии Малатесты в Дон Паскуале Доницетти, Жермона, Роберта в Иоланте. Среди драматических партий: вердиевские роли – Риголетто, Макбета, Яго, партии Тонио в Паяцах, Скарпиа, Демона, Томского в Пиковой даме, значительная часть вагнеровских партий.