Интересно сравнить Генделя с Бахом (мы постоянно будем возвращаться к этой параллели). Если Бах черпал свое творчество из Евангелия, литургической жизни Лютеранской Церкви и каких-то запредельных глубин своей души, отсекая при этом те формы музыки, которые не вмещали это содержание (например, Бах не писал опер), то Гендель чрезвычайно чутко улавливал процесс сиюминутной культурно-общественной жизни, запечатлевая его в привычных эпохе звуках. Но это не просто музыкальное отражение своего времени, как в зеркале, - иначе о Генделе никто сегодня бы и не вспомнил. Своим великим творческим даром Гендель переплавил массовое, обыденное и повседневное искусство в строгую, величественную и полнокровную музыку, несущую в себе и отображение вечной небесной гармонии. Музыка Генделя глубока, радостна и здорова; она пережила свое время и свою эстетическую среду и сделалась драгоценным достоянием всех времен и всех народов.
Родился Георг Фридрих Гендель 23 февраля 1685 года в саксонском городе Галле. (Меньше чем через месяц и менее чем в ста километрах от Галле, в Айзенахе, родится Иоганн Себастьян Бах.) С самого раннего детства мальчик стал проявлять музыкальные дарования; но отец, Георг-старший, не хотел, чтобы его сын становился музыкантом. Повинуясь желанию отца, Гендель начал учиться на юриста, но параллельно занимался и музыкой с городским органистом Вильгельмом Цахау - отец не препятствовал таким занятиям в свободное время. Уже здесь мы видим основные черты характера будущего композитора - железную волю и «политический» такт: он хотел стать музыкантом - и стал им, не ссорясь с отцом.
В 1697 году старший Гендель умер. Георг из почтения к памяти отца заканчивает юридический факультет Галльского университета, но юриспруденцией не занимается ни дня. Он выбирает путь профессионального музыканта, устроившись на должность городского органиста в Гамбурге - самом музыкальном городе тогдашней Германии. Там он пишет свою первую оперу «Альмира», а через шесть недель после нее - оперу «Нерон». Писал Гендель необыкновенно быстро, без всякого обдумывания; музыка изливалась из него, как вода льется из открытого крана (так же сочинял Моцарт; Бах же и Гайдн, наоборот, усердно работали над музыкальным материалом).
В 1707 году Гендель уехал на два года в Италию - «на стажировку», как сказали бы мы сейчас. Италия - это и учеба музыке, и овладение музыкальным менеджментом. Итальянские специалисты, особенно в области оперы, задавали тогда тон по всей Европе. Генделю всю жизнь придется бороться с итальянцами за свое «место под солнцем»... В Италии Гендель пишет много духовной музыки, и до сих пор она исполняется за католическими богослужениями, хотя по вероисповеданию Георг Фридрих был лютеранином.
В 1710 году Гендель становится придворным дирижером ганноверского герцога Георга Людвига. Но в маленьком Ганновере Генделю очень быстро стало тесно. Испросив у герцога разрешение, он отправляется в Лондон, где пишет для лондонских театров одну оперу за другой. Успех у публики и блеск огромного города очаровали композитора. Он решает «осесть» в Лондоне. Но решение это не было согласовано с его ганноверским работодателем; Гендель всячески хитрил и манкировал своей службой, герцог злился, а Гендель из Лондона не возвращался. Так продолжалось до 1714 года, когда умерла английская королева Анна. Ближайшим ее наследником оказался, по иронии судьбы, герцог ганноверский Георг Людвиг, который и вступил на английский престол с именем Георга I. Гендель, разумеется, почувствовал себя более чем неловко и искал, как примириться с королем (от крутых мер Генделя спасало то, что на монарха навалилось великое множество государственных дел, и ему было не до беглеца). Но король любил музыку, и Гендель все-таки «ублажил» его: организовал грандиозное представление на Темзе, посадив на три баржи по оркестру и исполнив три сюиты под окнами королевского дворца (знаменитая его «Музыка на воде»). Король растрогался, и опальный композитор был прощен.
Итак, Гендель поселился в Англии. Жизнь его была чрезвычайно напряженной - так что он даже остался холостяком: некогда было жениться... Он много сочинял, но не меньше занимался тем, что мы сегодня назвали бы «продюссированием». В Лондоне была очень популярна итальянская опера, и Гендель противопоставил ей собственный оперный проект. Ко всему прочему он был весьма практическим человеком; его счета в Английском банке свидетельствуют об интересе к финансовой сфере. Гендель играет на бирже, и при этом то разоряется, то опять обогащается; «воюет» с итальянцами; ругается с принцем Уэльским, потом мирится с ним; получает английское гражданство, становится учителем музыки наследника престола; ссорится со своими либретистами и музыкантами, находит новых авторов и исполнителей - и неустанно пишет музыку.
Георг Фридрих был энергичным, жизнерадостным человеком, очень любящим хорошо поесть и при этом весьма полным и имевшим крупное телосложение... Такая насыщенная жизнь привела его к инсульту, который случился с ним в 1737 году. Поразительно - Гендель, собрав свою волю в кулак, выздоровел от этой болезни, которую и сейчас-то трудно излечить, а в те времена и подавно... Пока он болел, конкуренты-итальянцы взяли над ним верх; генделевские оперы стали непопулярны. От таких переживаний Гендель сделался, как отмечали его друзья и коллеги, каким-то «сосредоточенным» и стал писать оратории на библейские сюжеты - все с такой же необыкновенной быстротой. Чуть ли не весь Ветхий Завет оказался охвачен музыкой Генделя: «Иосиф», «Израиль в Египте», «Иисус Навин», «Самсон», «Иефай», «Дебора», «Эсфирь», «Саул», «Иудифь», «Иуда Маккавей» и множество других грандиозных музыкальных полотен.
Поистине он был невероятным тружеником. Такое творческое и профессиональное напряжение привело Генделя к кризису: в 1741 году вдруг иссякает источник его музыки... Около года продолжалось это печальное состояние. Гендель очень переживал и даже впал в уныние; но так же внезапно, как и началось, оно закончилось. В конце лета 1742 года всего за три недели, почти не прерываясь на еду и сон, Гендель написал самое знаменитое свое произведение - ораторию «Мессия» на тексты из Ветхого и Нового Заветов. В благодарность Богу, вернувшему ему творческий дар, Гендель дал обет, что все средства от исполнения «Мессии», где бы и когда бы оратория ни исполнялась, будут использованы на вспоможение нуждающимся. Не знаю, как сейчас, но при жизни Генделя так оно и было.
Выздоровевший Гендель снова полностью включается в свою бурную композиторскую, исполнительскую и продюсерскую жизнь. В 1749 году по случаю заключения Аахенского мира Гендель пишет грандиозную «Музыку Фейерверка» - сочинение, исполнявшееся на открытом воздухе сотнями музыкантов в сопровождении разных пиротехнических эффектов.
Через два года Георга Фридриха постигает новая трагедия - он слепнет. Безуспешно пытается излечить его от слепоты глазной врач Тэйлор - тот самый, который сделал неудачную операцию ослепшему (и уже умершему к тому времени) Баху...
Слепота была особенно тяжела Генделю, потому что из-за нее остановилось его творчество. Гендель замыкается в себе. Он еще играет на органе, но уже ни дирижировать, ни организовывать свои музыкальные проекты не может. В одиночестве жил он последние годы в своем лондонском доме, неизменно ходя по воскресеньям в церковь на углу Брук-стрит.
Гендель предчувствовал приближение смерти. В начале весны 1759 года, распорядившись всем своим имуществом, он простился с близкими и друзьями и попросил оставить его одного и не беспокоить - потому что, сказал он, «в Страстную Пятницу я умру, чтобы в день Пасхи узреть своего Бога и Спасителя». Так и случилось: умер Гендель в ночь с Великой Пятницы на Великую Субботу 1759 года. Похоронили его, как выдающегося гражданина Англии, в Вестминстерском аббатстве.
Ученик и биограф Генделя Чарльз Берни писал: «Облик его... был полон достоинства и духовного величия. Выражение лица его было обычно угрюмым, но когда он улыбался, то был похож на пробившиеся сквозь черные тучи солнечный луч».
Так и ныне мглу нашей жизни озаряет солнечный луч радостной и величественной музыки Генделя.
игумен Петр (Мещеринов)
Ю.С. Бочаров
«Слава в вышних Богу!» - этими словами, как известно, открывается одна из важнейших частей мессы, именуемая на латинский манер Gloria. В разные эпохи музыку на канонический текст Gloria создавали величайшие европейские композиторы: Палестрина и Монтеверди, Бах и Вивальди, Моцарт и Бетховен. А можно ли представить в этом ряду Генделя? Согласитесь, вопрос этот способен поставить в затруднительное положение даже профессионального историка музыки. Действительно, вроде бы Гендель писал какие-то сочинения на латинские тексты, но полных циклов католических месс за ним никогда не числилось. И все же, вооружившись соответствующим томом Систематического указателя произведений композитора, в его творческом наследии можно обнаружить сочинение под названием Gloria для нескольких вокальных партий и оркестра, написанное примерно в 1740 году и кодифицированное составителем данного указателя немецким исследователем Б. Базельтом как HWV 245.
Но вполне вероятно, Гендель обращался к этому тексту как минимум еще раз, причем гораздо раньше. Во всяком случае, не далее, как в прошлом году Председатель Генделевского общества в Гёттингене, профессор Гамбургского университета Ханс Йоахим Маркс сообщил о сделанном им открытии: просматривая манускрипты, хранящиеся в библиотеке Королевской Академии музыки в Лондоне, он обнаружил в одном переплете с различными генделевскими ариями доселе неизвестное (причем абсолютно законченное) сочинение композитора на текст Gloria, написанное для солирующего сопрано в сопровождении струнных. И открытие это было столь неожиданным для самого исследователя, что, он сравнил его с «ярким лучом света с Небес», подчеркнув, что подобные удачи в жизни музыковеда-историка случаются не чаще, чем один-два раза в жизни.
Несмотря на то, что найденная рукопись не является подлинным автографом Генделя, сам Х.Й. Маркс, а также целый ряд известных ученых, изучающих творчество Генделя (М. Талбот, К. Прайс, Дж. Робертс и др.), однозначно идентифицировали это неизвестное сочинение как работу Генделя, относящуюся ко времени его пребывания в Италии (1707-1709).
Обнародование этих результатов вызвало в мире эффект разорвавшейся бомбы. Крупнейшие газеты Запада поместили сообщения о находке на первых страницах, подчас даже не удосужившись ознакомиться с партитурой. Так, например, знаменитая «Нью-Йорк Таймс» первоначально назвала Gloria хоровым произведением. Но и музыканты старались не отставать от журналистов, сравнивая вновь найденную вещь как минимум с «Мессией». А Николас Макгеган, под руководством которого две части из Gloria впервые прозвучали 15 марта 2001 года в Лондоне, а все сочинение целиком было исполнено на Гёттингенском генделевском фестивале 3 июня 2001 года, сравнивал эту находку с обнаружением гробницы Тутанхамона.
Впрочем, теперь, когда страсти уже несколько улеглись, когда Gloria прозвучала в различных европейских странах и в США, была записана на несколько компакт-дисков, а ее партитура опубликована издательством Bдrenreiter, можно уже более трезво оценить данный феномен.
Найденное сочинение представляет собой многочастную сольную кантату, написанную на канонический латинский текст. В музыкальном отношении сочинение это довольно эффектное - с яркими темами, сильными контрастами аффектов между частями и исключительно виртуозной партией солирующего сопрано, особенно в заключительном разделе (Cum sancto spiritum). Да и в композиционном отношении выстроено весьма искусно - с довольно логичным тональным планом целого, структурным своеобразием каждой части и интонационными связями между частями, несомненно, скрепляющими общее целое. И целое это прежде всего музыкальное. Ибо с текстом автор обращается достаточно свободно - в том смысле, что повторяет отдельные слова и фразы канонического текста, нарушая свойственную ему изначально цельность, фактически используя его как текст для оперных арий того времени.
Рукописная партитура Gloria (без указания имени автора музыки) по мнению авторитетных специалистов была выполнена в начале 1730-х годов и, судя по почерку, выполнена явно не Генделем. В библиотеку Королевской Академии музыки в Лондоне эта рукопись попала еще в 1837 году вместе с библиотекой Р.Дж.С. Стивенса, которому в свое время досталась от его учителя - известного певца Уильяма Сэвиджа (1720-1789), принимавшего участие в исполнении многих генделевских произведений.
Но что особенно интересно, никто ни от кого рукопись Gloria не прятал. Она была вполне доступна. Более того, предположение о том, что произведение это могло быть создано Генделем, также не является новостью. Во всяком случае, в списке сочинений композитора, опубликованном в знаменитом лондонском издании материалов генделевского симпозиума 1954 г. (под ред. Дж. Абрахама), Gloria значится в числе возможных, хотя и «сомнительных» творений Генделя. Начальные темы этой кантаты были опубликованы в 1983 году в журнале Early Music (vol. 11, p. 295). Наконец, заметим, что рукопись Gloria уже как минимум 10 лет доступна всем интересующимся: с нею легко можно ознакомиться, приобретя микрофильм, на который переведены рукописи из библиотеки Королевской Академии музыки. Так что Х.Й. Маркс фактически не был первооткрывателем. Он лишь предложил собственный вариант атрибуции Gloria как сочинения однозначно принадлежащего творческому наследию Генделя.
Происшедшее можно сравнить с такой ситуацией. Представьте себе, что в каком-нибудь музейном собрании имеется картина эпохи Возрождения, об авторе которой искусствоведы традиционно говорят лишь как о принадлежащем кругу Леонардо да Винчи. И вдруг в музее появляется исследователь, который утверждает, что эта картина принадлежит самому Леонардо. Возможно ли такое? Разумеется. Но для пересмотра традиционной точки зрения нужны веские доказательства. Вот и в нашем случае для подтверждения авторства Генделя Х.Й. Маркс и поддержавшие его коллеги из Великобритании и США должны были представить соответствующие аргументы. Однако складывается впечатление, что как журналисты, так и музыковеды поспешили ухватиться за сенсацию, во многом выдавая желаемое за действительное. Их позицию вполне можно выразить цитатой, взятой из одной статьи, опубликованной в лондонской «Таймс» 14 марта 2001 года: «Это выглядит, как Гендель, это звучит, как Гендель и, во имя Небес, это должен быть Гендель!». Согласитесь, звучит как эффектное заклинание, но все-таки не как логично аргументированное доказательство. А учитывая скорость, с которой происходили события (от обнаружения Gloria до издания этого сочинения прошло лишь два месяца), странно было бы ожидать каких-либо неопровержимых подтверждений генделевского авторства. И действительно, никаких документов, однозначно указывавших на это, в руках музыковедов не было. Как, впрочем, не было сделано никакого серьезного музыкально-лингвистического анализа с использованием самых современных методик компьютерной диагностики текстов.
В пользу того, что автором Gloria является Гендель, должен был свидетельствовать тот факт, что рукопись партитуры переплетена вместе с однозначно принадлежащими Генделю ариями. Но поскольку в стилистическом отношении музыка данной духовной кантаты не соответствует генделевской стилистике 1730-х годов, сочинение это отнесли к более раннему периоду творчества Генделя, совпавшему по времени с пребыванием композитора в Италии в начале XVIII века, когда им было создано немало латинской духовной музыки. Предполагалось, что, подобно нескольким духовным концертам и мотетам, Gloria была написана в 1707 или 1708 году по заказу маркиза Русполи для исполнения в его загородном имении Виньянелло в расчете на знаменитую певицу Маргериту Дурастанти, которая, как известно, была исполнительницей целого ряда сочинений Генделя. В пользу авторства Генделя, по мысли исследователей, должна также свидетельствовать известная стилистическая близость Gloria другим его сочинениям «итальянского» периода, вплоть до фактов интонационного подобия или даже заимствования. И конечно же, сама музыка - захватывающая, эмоциональная и эффектная, создать которую по силам было лишь такому большому мастеру, как Гендель.
Но если внимательно проанализировать все вышеназванные аргументы, несложно прийти к выводу, что они не столь уж безупречны. Действительно, переплетенные вместе рукописи разных сочинений совершенно не обязательно должны принадлежать одному и тому же автору. А некоторая стилистическую общность Gloria с другими «итальянскими» опусами Генделя - так же не слишком убеждает, ибо в этих опусах, как известно, еще не окончательно сформировалась специфика зрелого стиля композитора и создавались они под значительным влиянием сочинений итальянских мастеров того времени. В этой связи весьма показательно высказывание Пенелопы Рэпсон - руководителя английского ансамбля Fiori Мusicali, осуществившего самое первое исполнение Gloria 18 мая 2001 г. в Хантигдоне (Великобритания): «Это хорошее сочинение, достойное исполнения но в нем не чувствуется Гендель».
Есть, правда, в музыке Gloria некоторые интонационно-тематические совпадения с отдельными фрагментами тех произведений, которые бесспорно написаны Генделем, причем в 1707 году в Риме. Например, можно указать на сходство начальной вокальной фразы в первой части (Gloria in excelsis Deo) и начальных тематических оборотов духовного концерта Генделя для солирующего сопрано, хора и оркестра Laudate pueri dominum (HWV 237 или же начала Qui tollis и № 7 (Detorrente in via) из духовного концерта Dixit Dominus (HWV 232) Однако, учитывая страсть композитора к тематическим заимствованиям из музыки других авторов, это тоже вряд ли можно рассматривать как неопровержимое доказательством того, что Gloria принадлежит перу именно Генделя, а не кого-либо из его итальянских современников.
Так что фактически в ходе активной кампании по внедрению в творческое наследие Генделя еще одного сочинения на текст Gloria ее главные действующие лица лишь подтвердили тезис о возможности написания композитором этого сочинения. Была ли эта возможность реализована? Взвесив все за и против, большинство специалистов ответило на этот вопрос утвердительно. Скорее всего, они правы, и Gloria действительно написана Генделем. Тем более, что само это произведение по характеру музыки вполне достойно столь великого создателя. Но вместе с тем хотелось бы получить и подлинно научное обоснование этого, что, разумеется, возможно лишь при тщательном текстологическом анализе не только самой Gloria и других произведений Генделя, но и достаточно внушительного массива сочинений, созданных современниками композитора - итальянскими мастерами начала XVIII века (и прежде всего сочинений духовных).
Г.Ф. Гендель в период пребывания в Италии (1707-1709)
Но самое интересное, что вне зависимости от окончательного решения проблемы авторства Gloria уже заняла прочное место в концертном репертуаре и полюбилась многим слушателям. Знаменитая английская певица Эмма Кёркби, первой записавшая Gloria на компакт-диск (вместе с барочным оркестром Королевской Академии музыки под управлением Лоуренса Каммингса), в одном из интервью заметила, что обратилась к этому сочинению вовсе не потому, что его автором является Гендель, а из-за его замечательной музыки. «В нем есть все то, чего можно ожидать от Gloria в руках великого мастера», - сказала Э. Кёркби. А на последующий вопрос о том, что будет, если впоследствии обнаружится, что автором этого произведения является кто-то другой, философски заметила: «Я буду рада как от мысли, что у нас есть еще одно сочинение Генделя, так и от того, что будет найден какой-либо иной подлинный автор».
Музыка на воде
Cпорить о "Музыке на воде" Генделя можно долго. Ибо не сохранилось ни точных дат, ни описаний того, что, собственно, композитором замышлялось - цикл ? симфония ? сюита ? Или развлекательная серенада-дивертисмент?
в музыкологии бытует мнение, что первое произведение из серии "Музыка на воде" Гендель начал писать в 1715 году. Сохранилось предание, которое гласит, что написанию предшествовала размолвка композитора с английским королем Георгом I, за что-то прогневавшимся на Генделя. Согласно этой легенде, через несколько дней после ссоры, оркестр под управлением Генделя во время летней прогулки королевского двора по Темзе сюрпризом для всех исполнил сочиненное специально для данного случая пикантное произведение. Оно возымело такой громадный успех, что Георг I простил композитору все обиды и вскоре приказал "все это повторить", причем во второй раз королевскую флотилию сопровождала уже специальная баржа с оркестром из пятидесяти музыкантов во главе с Генделем.
По признанию самого Генделя, свою "Музыку на воде" он написал не только для королевской знати, но и для народа, заполнившего берега Темзы во время королевской прогулки. Получилось очень интересное оркестровое произведение с участием "громких инструментов": труб, валторн, гобоев и флейт (ведь "Музыка на воде" предназначалась для исполнения на открытом воздухе), причем в таком сочетании они применялись впервые. В отдельных местах происходит как бы перекличка между медной духовой группой (трубами и валторнами) и всем оркестром, а иногда трубы и валторны сами создают эффект диалога.
Существуют примеры, так сказать, эталонного исполнения "Музыки на воде". В частности, к "золотой серии" относится запись, сделанная в 1981 году Берлинским филармоническим оркестром п/у Караяна.