В качестве самостоятельного жанра опера возникла благодаря двум флорентийским импрессарио, Джованни де Барди и Якопо Корси. Они устраивали сборища музыкантов и поэтов в надежде, что кто-нибудь из них продемонстрирует что-то незаурядное. Когда де Барди и Корси прослышали о начинаниях древних греков, им пришла в голову мысль возродить драму с пением. В ответ на законные вопросы:"Зачем это?,"Что это даёт?", они только отмахивались. Странная идея заставить людей общаться исключительно путём пения была поистине гениальной, а поэтому заслуживала особое название. Много позже люди додумались назвать это новшество оперой (от латинского opus -дело, труд).Очень скоро итальянская опера завоевала не только популярность у себя на родине, но захватила сцену и в других странах.
У немцев опера, прежде всего, ассоциируется с произведениями Моцарта. Привыкнув действовать с размахом в политике, войне и всех прочих делах, немцы не желали ограничивать себя и в опере: чем громче и пышнее, тем лучше. Ярким примером этого стали сочинения Рихарда Вагнера Рихарда Штрауса.
Французы подошли к делу иначе. Их конёк - сентиментальная лирика и напряжённый драматизм. Они выдвинули Массне, который ныне является, пожалуй, одним из самых забытых композиторов - если не считать его "Размышления" из оперы "Таис". Вслед за Массне пришли новаторы - Берлиоз, Дебюсси и Равель.Что касается испанской оперы, то она очень близка к французской это фактически всё то же, плюс кастаньеты.
История английской оперы - коротка и безыскусна. Начавшись с Пёрселла, написавшего "Королеву Фей", она закончилась Бриттеном, переписавшем её. В промежутке между ними можно отыскать лишь разрозненные явления, вроде ставившихся в Лондоне итальянских опер немецкого композитора Генделя; "Опера нищего". И, наконец, знаменитая дама Этель Смит, которая так же в итоге не внесла ничего нового в развитие этого жанра.
Американская опера вышла на мировую арену благодаря "Порги и Бесс".Восточноевропейская опера покорила Запад такими постановками, как чешская "Проданная невеста", и русскими "Князь Игорь", "Евгений Онегин" и "Золотой петушок".История китайская оперы пережила такие же этапы развития как и все театры мира. Китайские театральные актеры только в конце прошлого века начали испытывать влияние европейской театральной школы. Развитию китайской оперы способствовал Мей Ланьфан - известный китайский актер, мастер перевоплощения прославившийся исполнением женских ролей. "Пекинская Опера" это слияние всех жанров театрального искусства (оперы, балета, пантомимы, трагедии и комедии). За счет богатства репертуара, хрестоматийности сюжетов, мастерства актеров и сценических эффектов она нашла ключик к сердцу зрителей и вызвала их интерес и восхищение.Во главе оперного театра 17 века стояли примадонна (prima donna) и кастрат (primo uomo). Кастрация юношей, для того чтобы сделать из них певцов существовала наверное всегда. Непосредственным поводом к этому послужил папский запрет 1558 года петь женщинам в церковных хорах, а также выступать на сценах театров. Для исполнения женских альтовых и сопрановых партий использовали мальчиков. Но в возрасте, когда голос ломается, в Италии и Испании мальчиков кастрировали. Операция останавливала развитие гортани, сохраняя на всю жизнь настоящий голос - альт или сопрано. Тем временем грудная клетка продолжала развиваться, и даже больше, чем у обычных молодых людей. Таким образом, кастраты обладали намного большим объёмом выдыхаемого воздуха, чем даже женщины с голосом сопрано.
Пение кастратов, в котором идеально сочетались тембр мальчишеского голоса и сила лёгких взрослого мужчины, по прежнему восхваляется как вершина всех певческих достижений. Мужские басы постепенно исчезли из серьёзных опер ещё в венецианские времена. Среди великих "музико" и "див", как называли певцов кастратов в Италии, - Каффарелли, Карестини, Гуаданьи, Роджини, Паччьяротти, Веллути, Крешентини. В числе первых надо обязательно отметить Сенезино. С 1719 года Сенезино поёт в придворном театре в Дрездене. Через год сюда приехал знаменитый композитор Гендель. Вместе с Сенезино он уехал в Англию. Сенезино пел с большим успехом, исполняя ведущие партии во всех операх Бонончини, Ариости и прежде всего Генделя. Вместе с Сенезино здесь пел другой выдающийся "музико" - Фаринели.